| | | | |
|
|
|
Футбол | |
|
|
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА
|
Вячеслав Мельников, выигравший 20 лет назад с Зенитом первое и единственное «золото» национального чемпионата по футболу для Питера
15.12.2004
Вячеслав Мельников: «Сейчас в «Зените» происходит нечто странное»В пятницу в СКК состоится чествование «Зенита-84», выигравшего 20 лет назад первое и единственное «золото» национального чемпионата для Питера. С одним из самых интересных игроков чемпионского состава Вячеславом Мельниковым побеседовал корреспондент «Смены».
Нарушали режим вместе - Можно ли сказать, что забитый вами гол в Днепропетровске и стал для «Зенита-84» «золотым»?
- Не первый раз меня мучают этим вопросом. Я уже сам поверил в судьбоносность мяча, забитого «Днепру». Конечно, после той победы наше «золото» в чемпионате стало осязаемым. Мы обыграли в последнем выездном матче одного из конкурентов в борьбе за первое место и вышли на финишную прямую с отрывом от ближайших соперников.
- Победы команды 20-летней давности над основными конкурентами были следствием какой-то особой подготовки или результатом фантастического везения?
- Если хочешь стать чемпионом, нужно обыгрывать всех. В чемпионате СССР-84 «Зениту», конечно, сопутствовала удача. Но была и команда хорошая, было и желание «выстрелить». Между Москвой, где мы обыграли «Торпедо», и Днепропетровском был сбор в Сочи.
- О нем уже сложено столько легенд, что хотелось бы из первых уст услышать и о нарушении спортивного режима в Дагомысе, и о роли демонстрации в честь Великого Октября в настрое на решающие игры…
- Все было гораздо прозаичнее. В конце октября - начале ноября тренироваться в Ленинграде было просто негде. Можно было уйти под крышу СКК, но тогда переход на естественные поля был бы чреват. Вот и отправились в пансионат «Нева» в Сочи. На дискотеку в Дагомыс ходили всей командой после демонстрации, где прошлись колонной и поприветствовали партийное и советское руководство города-курорта. Конечно, не выиграй мы в Днепропетровске, этот сбор нам бы припоминали еще лет пять минимум. Хотя тренерский штаб принял мудрое решение. Нам дали полную свободу, что в те времена было большой редкостью. Мы отдыхали, расслаблялись и отвлекались от гнетущих мыслей о том, что игра с «Днепром» будет решающей. Были нарушения режима, чего уж скрывать! Были собрания, шум-гам, дважды сдавали тест Купера, который сдали все. В том-то и была сила «Зенита-84», что после любого послабления все без исключения могли отработать по полной программе и стояли все за одного.
Желудков - это звезда- Легендой стала и история об администраторе Матвее Соломоновиче Юдковиче, встречавшем зенитовцев на взлетной полосе днепропетровского аэропорта с теплыми вещами…
- Честно признаюсь, этого уже не помню. Другое запомнилось: на разминке «гостеприимные» днепропетровцы выдали нам какие-то полуспущенные и облезлые мячи. Может, пренебрежение было, может быть, так психологически давили, но мы тогда завелись: как же так, Питер не уважают! После матча самолет на Ленинград был то ли из Харькова, то ли из Запорожья. О чартерах тогда ведь только мечтать могли. И Матвей Соломонович договорился о прицепном вагоне к какому-то проходящему поезду. Уникальный был у нас администратор, любой вопрос мог решить. То, что микроклимат в команде был великолепный, тоже во многом его заслуга.
- «Зенит-84» называли командой без звезд и командой-звездой. С позиций прожитых тренерских лет, какое определение кажется вам более точным?
- Не могу согласиться, что в чемпионском составе не было звезд. Навскидку сразу же назову две фамилии: Бирюков и Желудков. Миша был признан лучшим вратарем Советского Союза по итогам сезона-84, а Юра на тот момент был реальным кандидатом в национальную сборную и мог стать ее лидером. Не сложилось из-за слабостей в быту. Но талант был сумасшедший. С такой левой ногой, с такой светлой головой! Это дано от Бога.
- Почему «золотой» команде, игроки которой были в самом футбольном возрасте, не удалось удержаться на вершине?
- Не мы придумали про «медные трубы», которые нужно пройти. Нас просто замучили зимой 85-го приглашениями на встречи с болельщиками, и никому не хотелось отказывать, настолько искренне радовались люди успехам «Зенита», мечтали просто пожать руки его игрокам. Мы даже Павлу Федоровичу Садырину стали говорить, что соскучились по тренировкам. Для него, молодого и неизбалованного в ту пору тренера, такое отношение было в диковинку. И мы, и тренерский штаб, и руководство команды, и те, кто стоял над ним, внесли свою маленькую лепту в то, что «Зенит» не сумел развить успех.
Не вписался в план Петржелы- В этом году «Зенит» был как никогда близок к тому, чтобы повторить успех 20-летней давности…
- Все предпосылки, чтобы завоевать «золото», у команды были. Здорово играла линия атаки, блестящий сезон провел Вячеслав Малафеев. Наверное, не хватило той самой страсти в решающих играх, без которой не становятся чемпионами. Как бы объективные причины ни мешали, нужно через них перешагивать. Когда начинают пенять на дисквалификации ведущих игроков или необъективное судейство, то хочется напомнить: 20 лет назад было то же самое. Но «Зенит» стал чемпионом! Нынешний же год можно назвать сезоном упущенных возможностей.
- Не обидно, что таковым он стал и для вас лично как зенитовского тренера?
- У меня остался неприятный осадок в душе. Конечно, у любого главного тренера есть свое видение развития клуба. Я не вписался в стратегические планы Властимила Петржелы. В «серебряном» сезоне мне удалось внести свою лепту в подготовку ребят, ставших из резервистов основными игроками. После этого последовал перевод в команду, фактически не нужную нынешнему руководству. Может быть, тренер Мельников чем-то не приглянулся, может быть, не нужны в «Зените» воспитанники питерских спортшкол. Со мной никто не встречался, не объяснял свою позицию.
- Для себя вы нашли объяснение действиям Петржелы?
- Откровенного разговора у нас не было. Все на уровне слухов. Возможно, главный тренер боится иметь в ближайшем окружении тренера, имеющего свои взгляды на футбол. Он же умный человек и не станет резать курицу, несущую золотые яйца. Может, считает, что лучше закупать их за рубежом.
- Действительно ли среди выпускников 1985-1986 годов рождения нет талантливых ребят, как утверждают руководители клуба?
- Я бы так не сказал. Бывают более «продуктивные» года, бывают менее, но так, чтобы совсем никого не удавалось дотянуть до мастерского уровня, не бывает. Предыдущим руководством клуба выстраивалась стройная система подготовки, которую взяли за образец многие клубы Премьер-лиги: школы-дубль - «Зенит-2». Сейчас происходит что-то странное. Приглашать в Питер мальчишек 1987 года рождения, имея две лучшие в стране школы, наверное, можно. Вот только нужно ли? Лучше ли они наших? Глубоко в этом сомневаюсь!
«Зенита-2» больше не будет- «Зенит-2» после нынешнего сезона и вовсе признан лишним звеном…
- К счастью, нашлись люди, которые хотят видеть команду во втором дивизионе. Будем готовить пополнение для элитных клубов. Вот только «Зенит» теперь будет получать наших воспитанников на общих основаниях с другими командами Премьер-лиги.
- Что для вас интереснее: работать в Санкт-Петербурге или уехать туда, где есть ставящий серьезные задачи клуб?
- Лучше всего работать здесь и решать серьезные задачи. Для Санкт-Петербурга иметь один клуб Премьер-лиги и два - второго дивизиона катастрофически мало. Каждый год питерские школы выпускают хороший резерв. Можно раскидать его по российским просторам. Но плодотворная работа с прицелом на «Зенит» возможна, только когда ребята на глазах. У выпускников той же «Смены» есть свой фирменный стиль, который теряется в других местах, и на ребятах преждевременно ставят крест. Питерцы всегда быстрее найдут общий язык между собой. Ведь лучшие сезоны «Зенит» выдавал именно тогда, когда его костяк составляли местные, питерские ребята.
Борис ХОДОРОВСКИЙ, Смена
|
|
| |
| |
| |